Программа воспитания 21-26 у.г.г.

0

Автор – составитель:
Форопонова О.Ю.
Директор МБОУ Малозападенской СОШ
___________________________________________________________
Авторский коллектив:
Ромашко Нина Валерьевна, учитель начальных классов, руководитель методического
объединения начальных классов МБОУ Малозападенской СОШ.
Здорьева Галина Ивановна, педагог организатор МБОУ Малозападенской СОШ.
Латко Александра Михайловна, учитель русского языка и литературы, руководитель
методического объединения гуманитарного направления.
Тютюнникова Валентина Ивановна, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе МБОУ Малозападенской СОШ.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Особенности реализуемой воспитательной деятельности
Цель и задачи воспитания
Содержание деятельности
Оценка ожидаемых результатов
воспитательной деятельности
Приложения

2
3
3
8
20
23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ Малозападенской СОШ (далее – Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания»
(утверждена 02.06.2020 на заседании Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию), Федеральными государственными образовательными стандартами
(далее – ФГОС) общего образования. Данная программа направлена на приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных
программ МБОУ Малозападенской СОШ и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности
и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа
призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные
ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малозападенская
средняя общеобразовательная школа (МБОУ Малозападенская СОШ) - это школа со
статусом «Казачий», в хуторе Малая Западенка, который расположен на берегу реки Маныч и
реализует:
- программы начального, основного и среднего общего образования (МБОУ
Малозападенской СОШ);
1

дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
(Дополнительное образование МБОУ Малозападенской СОШ)
Процесс воспитания в МБОУ Малозападенской СОШ основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ Малозападенская СОШ являются
следующее:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела (КОД), через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
Традиция «Неделя первоклассника» - приветствие и приобщение первоклассников
к всеобщему школьному
братству, с заключительным праздником «Посвящение в
первоклассники»
Традиция «Неделя выпускника» - прощание с выпускниками школы, вручение
памятных подарков, сюрпризов, слов благодарности.
Традиция «День открытых дверей» -дни для посещения школы родителями (в
рамках открытых уроков) и гостей (в рамках экскурсионных маршрутов по школе)
Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов
Традиция «Совет дела» - каждое дело обсуждается, планируется, организуется,
проводится и анализируется детьми и педагогами.
В проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами и
максимально поощряется конструктивное межклассное взаимодействие детей разных
возрастов, их родителей.
Традиция «День рождения школы» - каждый класс готовит сюрприз для своей
школы и учителей в любом креативном формате
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
Педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
Традиция «Доброе дело» – значимые дела каждый год дарит каждый класс, школе,
окружающим.
Педагоги и учащиеся МБОУ Малозападенской СОШ ориентированы на стремление к
личному и профессиональному совершенствованию
Традиция «Премия года» – вручение наград в номинациях по итогам года.
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции
Традиция «Наставничество» - старшеклассники – наставники первоклассников,
2

опытные педагоги – наставники молодых и начинающих педагогов.
Анализ самообследования, основанный на мониторинговых данных за 2018-2020 гг.,
позволил выделить значимые сильные и слабые стороны в воспитательной деятельности
школы по следующим позициям:
Сильные стороны воспитательной деятельности:
- квалифицированность педагогических кадров;
- широкий спектр взаимного сотрудничества педагогов между собой и с педагогами
образовательных учреждений города и области;
- высокие показатели результатов учащихся в конкурсах различного уровня и
добровольческих акциях;
- высокая результативность реализации дополнительных общеразвивающих
программ.
Среди основных недостатков воспитательной деятельности можно считать:
- недостаточно высокая мотивация к инновационной, конкурсной и иной внеурочной
деятельности;
- недостаточно высокая мотивация к участию в конкурсах профессионального
мастерства у педагогов;
- недостаточная разработанность диагностического инструментария для оценки
результативности воспитательной деятельности;
- загруженность учащихся;
- сменность кадрового состава заместителей директора по воспитательной работе;
- уровень и качество проводимых воспитательных мероприятий;
На основе результатов самообследования, выявленных сильных и слабых сторон
воспитательной деятельности МБОУ Малозападенской СОШ поставлена цель и определен
круг задач на 2021-2026г.г
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских
школьников, разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7
«Федеральные государственные образовательные стандарты», ст.9 «Образовательные
программы»), современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа. Исходя из воспитательного идеала России, а
также основываясь на базовых для нашего общества общемировых ценностях («Семья»,
«Труд», «Отечество», «Природа», «Мир», «Знания», «Культура», «Здоровье», «Человек»)
общая цель воспитания в МБОУ Малозападенской СОШ – это личностное развитие детей,
проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
общечеловеческих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания в
МБОУ Малозападенской СОШ
применительно к возрастным особенностям позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
2. 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
3

общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2.2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
4

микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели,
его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность
в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость
для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных
ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития
социально значимых отношений школьников.
2.3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом,
опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания.
Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной
возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
5

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения,
смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать
свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа
в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников во внеурочную деятельность и дополнительное образование
(кружки), реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
6) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
7) организовывать профориентационную работу со школьниками;
8) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
9) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
10) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБОУ
Малозападенской СОШ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Инвариативные (обязательные) модули
3.1.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.
Ключевые дела обеспечивают вовлеченность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе.
Важным средством воспитания в МБОУ Малозападенской СОШ являются традиции,
которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность
жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает
школу от других образовательных организаций и тем самым сплачивает коллектив, обогащая
его жизнь.
В нашей школе сложились значимые традиции. К ним можно отнести как
6

мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между
учителями, учениками и родителями. Для этого в МБОУ Малозападенской СОШ
используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;
Акция «Роза Памяти» - уход за аллеей роз, основанной в честь участников Великой
Отечественной войны;
«Вечер Памяти» - ежегодное мероприятие, посвященное Дню Великой Победы;
«День освобождения хутора от немецко-фашистских захватчиков»
Акция «Подарок солдату»
Акция «Чистый хутор»
Акция «Братья наши меньшие»- забота о птицах в зимний период времени.
На школьном уровне:
Общешкольные мероприятия-ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
событиями и в которых участвуют все классы школы;
«День рождения школы», «День знаний», «Новогодний бал», «Премия года»
Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей;
«Посвящение в первоклассники», «Последний звонок».
Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
«Торжественная линейка» по окончании каждой четверти, с вручением грамот и
благодарностей;
«Последний звонок» награждение на торжественной линейке по итогам учебного года
Похвальными листами и грамотами обучающихся.
Традициями МБОУ Малозападенской СОШ являются ежегодный торжественный
ритуал посвящения первоклассников в «Недели первоклассников», и прощание
девятиклассников и одиннадцатиклассников со школой в рамках «Недели выпускников».
Все эти торжественные дела связанны с переходом учащихся на следующую ступень
образования, символизируют приобретение новых социальных статусов и развивают
школьную идентичность детей.
Традицией МБОУ Малозападенской СОШ является ежегодное торжественное
мероприятие «Премия года» - это церемонии награждения (по итогам года) учащихся и
педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, внесших значительный вклад в развитие школы. Данное
мероприятие способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу.
«Единый День профилактики правонарушений в школе» (помимо профилактических
мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с
представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
«День Учителя» (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая при полном составе учеников и учителей Школы)
Торжественная линейка «День Победы», конкурс «Письмо солдату», конкурс
поздравительных плакатов.
7

На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
-участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
-проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
Традиция МБОУ Малозападенской СОШ - «Совет обучающихся» - это выбор и
делегирование представителей классов в общешкольные Советы по ступеням образования,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; это участие школьных классов в
реализации общешкольных ключевых дел; это проведение в рамках класса итогового анализа
детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе
проведенных дел на уровне общешкольного Советов обучающихся.
На индивидуальном уровне:
На индивидуальном уровне в МБОУ Малозападенской СОШ являются
приоритетными следующие направления:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.1.2. Модуль «Классное руководство и наставничество».
. Осуществляя работу с классом, педагог МБОУ Малозападенской СОШ организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их
законными представителями.
Работа с классным коллективом:
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; (Орган классного
самоуправления «лидер» выбирается открытым и закрытым голосованием)
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с
одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
8

руководителями и родителями в период канукул; празднования в классе дней рождения
детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные и вечера, дающие каждому
школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его классе учителями.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
9

3.1.3.Модуль «Школьный урок».
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию
с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Особое внимание в воспитательной работе с учителем-предметником в МБОУ
Малозападенской СОШ отводится инициированию и поддержке исследовательской
деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает учащимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.1.4. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
10

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности МБОУ
Малозападенской СОШ
происходит в рамках следующих выбранных школьниками
направлений:
Начальная школа:
- спортивно – оздоровительное: «Подвижные игры»;
- духовно – нравственное: «Истоки», «Песни и сказки Тихого Дона, в рамках статуса школы
«Казачий»;
- Общеинтеллектуальное: «В мире книг», «Шахматы».
- Социальное: «Тропинка к своему Я».
Основная школа:
- социальное (Истоки 5-7 классы, ЮИД 5 класс);
- спортивно – оздоровительное (ОФП) 5 – 9 классы;
- общеинтеллектуальное («Увлекательная математика» 7 – 8 классы)
- общекультурное («История Донского края» 5- 8 классы).

Курсы внеурочной деятельности разрабатываются, корректируются на каждый учебный год
основываясь на анализе учебной деятельности, социальном запросе обучающихся, их
родителей (законных представителей)
3.1.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
На групповом уровне:
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
11

- взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается
информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости
На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей
3.1.5.Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучающихся школы (далее СОШ),
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (лидеров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы
в классе

12

СОВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
РОСТОК
Начальная школа
1-4 класс
Совет
активистов
Заседания 1 раз в
месяц.
Выборная система
Заседание 1 раз в месяц

МОЛОДЁЖКА
Средняя школа
5-9 класс
Совет
старост классов
Заседания 1 раз в месяц.

АКТИВ
Старшая школа
10-11 класс
Совет
старшеклассников
Заседания 1 раз в месяц.

Выборная система
Заседание 1 раз в месяц

Самовыдвижение
Заседание 1 раз в месяц

Заседание совета обучающихся . 1 раз в четверть.
В совет входит до 2 человек от каждой ступени образования .

0

3.1.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя: профессиональное просвещение школьников,
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
- посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет;
- освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной
деятельности.
В системе профориентационной деятельности МБОУ Малозападенской СОШ
выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая.
Диагностический этап реализуется педагогами-психологами, развивающий этап
реализуется посредством тематических классных часов, участия обучающихся в
профориентационных мероприятиях «Билет в будущее», «Большая перемена»,
профориентационные проекты района и области.
3.2. Вариативные модули
3.2.1. Модуль «Волонтерство»
Волонтерство – важное направление воспитательной деятельности МБОУ
Малозападенской СОШ, это участие обучающихся в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей.
Волонтерство позволяет обучающимся проявить такие качества как внимание,
забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать у учащихся школы
коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный
интеллект, эмпатию, умение сопереживать. Воспитательный потенциал волонтерства
реализуется следующим образом.
На внешкольном уровне учащиеся МБОУ Малозападенской СОШ создают
временные волонтерские добровольческие группы – команды, которые:
- участвуют в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий районного уровня от лица школы;
- участвуют в организации культурных, спортивных, развлекательных
мероприятий, проводимых на базе МБОУ Малозападенской СОШ (в том числе
17

районного характера);
- оказывают посильную помощь пожилым людям, нуждающимся гражданам и
детям;
- привлекают к совместной работе учреждения социальной сферы (детский
сад, учреждение здравоохранения)
- участвуют в акциях по сбору помощи для нуждающихся.
На уровне школы и классов учащиеся МБОУ Малозападенской СОШ и их
родители добровольно участвуют:
- в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями
МБОУ Малозападенской СОШ;
- в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников,
тематических вечеров;
- в работе на прилегающей к школе территории (благоустройство клумб, уход
за деревьями и кустарниками)
.3.2.2. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьный
информационный центр) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми
рассказов, стихов, сказок, репортажей;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных
сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной
диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
- участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.2.3.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда МБОУ Малозападенской
СОШ обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком учреждения.
Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера помещений школы
(коридоров, рекреаций,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая служит
хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и
внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных
18

ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и
т.п.);
- озеленение пришкольной территории;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с родителями и учениками своих классов, позволяющее
учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного
костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы
знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке
культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и иного
декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания на важных событиях посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания мероприятиях, ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.2.4. «Одаренные дети»
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением
одаренных детей и работой с ними. Работа с одаренными детьми продолжает
оставаться одним из приоритетных направлений в школе. Самовоспитание
способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием
реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей
индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый
заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует
рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их
индивидуальности. Исходя из этого, основой модуля «Одаренные дети» является
совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет
приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка,
предварительно изучив особенности его поведения. Школа использует
образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ
и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и
индивидуальным особенностям деятельность.
Модуль направлен на формирование у детей: активной жизненной позиции,
лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой
социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формированию
коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной
деятельности, физической культуры, навыков здорового образа жизни.
МБОУ Малозападенская СОШ ставит своей целью создание необходимых
условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей
детей и подростков. Под одаренностью понимается системное, развивающееся в
течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
19

посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Модуль
«Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через
психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью
развития способностей одаренных детей. Модуль разработан по трем направлениям:
- работа с учащимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
Каждое направление модуля реализуется ежегодно, возможна корректировка
содержания, форм и методов реализации.
Данный модуль в МБОУ Малозападенской СОШ реализуется через
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,
позволяющих учащимся проявить свои способности. Создание условий для
оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может
быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей. Предоставление
возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со
сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
3.2.5. Модуль «Страницами истории»
Гражданско-патриотическое воспитание МБОУ Малозападенской СОШ
представлено действующим музеем боевой славы.
Школьный музей МБОУ Малозападенской СОШ создан и реализует проекты,
программы, акции внутришкольного, а также районного и областного уровней.
В музее разработаны и подготовлены сменные и тематические экспозиции.
Юные краеведы совместно с руководителем музея организуют виртуальные и
тематические экскурсии, где в роли экскурсоводов выступают обучающиеся школы.
3.2.6. Модуль «Каникулы – время действовать!»
Ежегодно в МБОУ Малозападенской СОШ разрабатывается, модернизируется
и реализуется Комплексная программа летнего оздоровительного периода.
Приоритетами летнего оздоровительного периода является разностороннее
развитие личности посредством художественной, туристско-краеведческой,
спортивно-оздоровительной,
естественно-научной,
социально-педагогической,
технической, декоративно-прикладной деятельности.
Задачи летнего периода разделены по двум блокам:
Задачи в сфере развития личности обучающегося:
- удовлетворить потребности обучающихся разного социального статуса в
летнем отдыхе;
-способствовать развитию личных компетенций обучающихся через
творческую самостоятельность;
- поддержать талантливых и одаренных детей, через создание ситуации успеха
в конкурсном движении;
-способствовать развитию интереса к миру профессий, формированию
навыков здорового образа жизни, коммуникативных способностей.
Задачи в сфере педагогической компетентности педагога:
- разработать комплексную программу летнего оздоровительного периода на
основе современных педагогических технологий;
-способствовать разнообразию форм летнего отдыха обучающихся;
-повысить уровень педагогической компетентности, через обобщение и
распространение лучшего опыта педагогов и конкурсное движение;
20

-формировать мотивацию к совершенствованию владения современной
информационной культурой.
В соответствии с приоритетами и задачами летнего оздоровительного периода
в МБОУ Малозападенской СОШ ежегодно планируется комплекс мероприятий по
направлениям школы и в соответствии с программой летнего отдыха школьников
Веселовского района.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Главная особенность эффективности развития воспитательной деятельности
МБОУ Малозападенской СОШ заключается в объективности и надежности критериев
и показателей, отражающие целостную картину деятельности. Поэтому надежность и
объективность критериев и показателей обеспечивается сопоставлением всех видов
информации в процессе исследования. Каждый из них отражает определенную
сторону исследуемой реальности: субъективные представления, осознаваемые и не
осознаваемые процессы.
Анализ воспитательной деятельности МБОУ Малозападенской СОШ
осуществляется ежегодно силами педагогов и администрацией с привлечением (при
необходимости и по решению администрации образовательной организации) внешних
экспертов.
В качестве основных способов получения информации по каждому критерию
используются: экспертная оценка, оценка педагогами, родителями, детьми.
Применение нами опросных методов обусловлено не только легкостью и
простотой получения нужных сведений, возможностью проведения как
индивидуальных, так и групповых исследований, значительно сокращающих
временные затраты на исследование. Широта применения нами опросных методов
связана, прежде всего, с высокой диагностической и прогностической надежностью.
Следующий путь получения нами данных для оценки деятельности
учреждения – использование тестов. Надежность тестов более высокая, чем
наблюдения, потому, что они лишены свойственной указанным методам
субъективности. Объективность тестов обеспечило нам относительную независимость
первичных показателей, их оценки и интерпретации от личностных и научных
установок, субъективных суждений педагогов и родителей.
Таким образом, повышение надежности и объективности результатов
деятельности учреждения, связано с целостным подходом и одновременным
использованием методик, выявляющих различные аспекты, что позволяет видеть
процесс деятельности учреждения в целом, в контексте его индивидуальной истории.
Таким образом, для проверки эффективности воспитательной деятельности МБОУ
Малозападенской СОШ будет использован комплекс теоретических и эмпирических
методов исследования:
Общетеоретические методы - анализ психолого-педагогической и
социологической литературы по проблеме исследования, анализ опубликованных в
периодических изданиях новейших педагогических и психологических исследований;
изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта; анализ
практических программ, построение гипотез, прогнозирование, моделирование.
Эмпирические методы – анкетирование; наблюдение; тестирование; беседы и
опросы детей, воспитателей, педагогов, родителей и других специалистов;
независимые характеристики; изучение документов; анализ продуктов деятельности
детей и педагогов (коллективно и индивидуально выполненные изделия, рисунки,
творческие работы, дневники и т.д.).

21

Анализ организуемой в МБОУ Малозападенской СОШ деятельности
проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их
решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в МБОУ Малозападенской СОШ являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными
направлениями
анализа
организуемой
воспитательной
деятельности в МБОУ Малозападенской СОШ являются:
- результаты воспитания, социализации и саморазвития детей (какова
динамика личностного развития детей каждого класса, группы; какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития и удалось ли их решить; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем
далее предстоит работать)
- воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги
затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности;
испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя
привлекательных детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения с
детьми; складываются ли у них доверительные отношения с разными возрастными
группами детей; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми
людьми)
- управление воспитательной деятельностью (имеют ли педагоги четкое
представление
о
нормативно-методических
документах,
регулирующих
воспитательную деятельность в гимназии, о своих должностных обязанностях и
правах, сфере своей ответственности; создаются ли администрацией условия для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли педагоги за
хорошую воспитательную работу с детьми)
ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (материальные
ресурсы, кадровые ресурсы, информационные ресурсы, необходимые для организации
воспитательной деятельности, учет реальных возможностей; какие имеющиеся
ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении). Итогом
анализа организуемой воспитательной деятельности в МБОУ Малозападенской СОШ
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».