Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего
образования (ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями ФГОС – Приказ
Минобрнауки России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Программа разработана с
учетом положений Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной
решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) и размещенной в Государственном реестре
примерных основных образовательных программ.
Данная программа
размещена на официальном сайте МБОУ Ленинская СОШ в соответствии с Приказом Минобрнауки
России и Рособрнадзора от 14.08.2020 г. № 831 «Об утверждении требований к
структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на
нем информации» (с изменениями и дополнениями от 07.05.2021, приказ № 629).
Содержание
и формы организации образовательной деятельности, определенные ООП основного
общего образования, корректируются, меняются, дополняются на основе внесенных
изменений во ФГОС основного общего образования и Примерную основную
образовательную программу основного общего образования. Изменения учитывают
опыт деятельности педагогического коллектива МБОУ Малозападенская СОШ (далее – Школа) по развитию содержания
образования и созданию современных условий обучения.
Основная образовательная программа (ООП) определяет
содержание и организацию образовательной деятельности на уровне основного
общего образования. Образовательная программа содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательных отношений в соотношении 70% к
30%. На основании этого к разработке и реализации ООП привлекаются педагоги,
обучающиеся, родители, социальные
партнеры. ООП рассматривается на заседании Управляющего Совета, на заседании Педагогического
совета и утверждается приказом директора Школы.
Профессионально-общественный механизм разработки ООП
позволяет максимально учесть потребности в образовании обучающихся и их
родителей, интересы и способности подростков, возрастные особенности 10-15 –
летних детей, их наклонности и увлечения, потенциал самореализации и
самовыражения.
Образовательная программа для 5-9-ых классов
выполняет следующие задачи:
-
обеспечивает преемственность начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
-
определяет
индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого
обучающегося по формированию базового уровня и перспективного уровня развития;
-
создает
условия для самореализации и самоактуализации обучающихся;
-
формирует
содержательные линии гуманитарного образования на принципах преемственности и
непрерывности образования;
-
обеспечивает эффективное сочетание
урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности;
-
координирует деятельность всех
участников образовательных отношений в целях достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
-
определяет образовательное
пространство на основе сетевого взаимодействия в реальной среде и в
Интернет-режиме;
-
описывает
методы, формы и виды контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации
ООП;
-
обеспечивает
развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в разных
сферах содержания образования;
-
фиксирует
условия, обеспечивающие эффективность реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
Структура данной основной образовательной программы
отражает преемственность всех основных
компонентов ООП начальной школы. Но при этом значительно расширен
содержательный раздел программы. Это связано с расширением образовательного
пространства в подростковом возрасте, с увеличением коммуникативных ресурсов,
активизацией деятельностного сотрудничества, которое перерастает из
сотрудничества со взрослым в сотрудничество со сверстниками и последовательно
переходит в доминирование самостоятельной деятельности на основе индивидуальных
потребностей и возможностей, на основе потенциала внутренних ресурсов и умения
привлекать внешние средства. На основании этого содержательный раздел программы
включает дополнительные программы деятельности учебно-исследовательской, проектной,
социально значимой и информационно-коммуникативной деятельности с целью
создания условий для формирования ключевых учебных компетенции.
Достижению новых образовательных результатов,
обозначенных в требованиях ФГОС, будут способствовать основные принципы
формирования образовательной программы:
ü преемственность уровней общего образования;
ü вариативность содержания образования;
ü целостность компонентов программы на основе
гуманитарного компонента содержания образования;
ü интеграция общего и дополнительного образования;
ü индивидуализация на основе дифференцированного
подхода;
ü психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
ü объективность и критериальность оценки планируемых
результатов;
ü здоровьесберегающие педагогические позиции.
ООП ООО содержит
три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
включает:
¾
пояснительную записку;
¾
планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
¾
систему оценки достижения планируемых
результатов освоения ООП ООО.
Содержательный раздел включает:
¾ рабочие
программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей;
¾ программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
¾ рабочую
программу воспитания;
¾ программу
коррекционной работы
Организационный раздел
включает:
¾
учебный план;
¾
план внеурочной деятельности;
¾
календарный план воспитательной
работы;
¾
календарный учебный график;
¾
систему условий реализации ООП ООО.
Содержание основной образовательной программы
сформировано с учетом социокультурных особенностей Ростовской области и
Веселовского района, с учетом интересов и потребностей родителей, сельской
общественности, муниципальных структур Веселовского района.
Целью
реализации ООП ООО является
обеспечение достижения качественных образовательных результатов: личностных,
метапредметных, предметных.
Образовательная программа предоставляется для
ознакомления родителям, обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении
обязательств всеми участниками образовательных отношений по достижению качественных
результатов на уровне основного общего образования.
Участниками образовательных отношений являются
учащиеся (ст. 33 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), педагогические
работники Школы, родители (законные представители) учащихся.